Этические проблемы, связанные с ЭКО |
21.01.2008 |
С точки зрения христианской антропологии, как и с точки зрения науки, жизнь начинается с момента зачатия, следовательно, с этого момента он становится уникальной личностью.
Церковь в отношении человека, на какой бы стадии своей земной жизни он не находился, будь то первые дни после зачатия и до глубокой старости и далее в вечности, признает за каждым особое, присущее только человеку достоинство личности.
Человек не должен быть лишен жизни, не может быть продан, его тело или части тела не могут быть товаром, обращающимся по законам рынка. Любые манипуляции, в корне унижающие достоинство личности, несовместимы с христианским подходом к человеческой жизни.
Мы вынуждены особенно внимательно следить за тенденциями в развитии репродуктивных технологий и различаем, разделяем необходимое во многих случаях лечение бесплодия и те процедуры, в результате которых будут нарушены принципы неприкосновенности личности и жизни.
К сожалению, процедура ЭКО с точки зрения христианской этики во многом сомнительна, а именно ее следствием является:
1)Неизбежная гибель эмбрионов как в самом процессе оплодотворения in vitro, так и в результате т.н. «редукции» лишних эмбрионов.
2)Возможность злоупотребления в виде последующего замораживания, разрушения эмбрионов, бесконтрольного использования, и продажи и экспериментов над ними.
Предметом дискуссии в настоящий момент является и перспектива государственного финансирования ЭКО, что, в свою очередь, приводит к определенным противоречиям.
Во-первых, речь идет об очень больших суммах, причем неподконтрольных учету, поскольку никто не сможет доказать, сколько было неудачных попыток, которые стоят столько же, сколько и удачные. Это нарушает интересы налогоплательщиков и создает впечатление, что в государственном бюджете очень много денег, которые некуда потратить, в то время как их можно было бы использовать на помощь усыновителям, многодетным семьям и т.д. Речь идет об огромных расходах, несопоставимых с ожидаемым результатом. Единственным ощутимым результатом этих финансовых вливаний будет усиление позиций аморальной индустрии репродуктивных технологий.
Во-вторых, было бы большой ошибкой думать, что ЭКО может увеличить численность населения, так как его роль в демографическом балансе ничтожна — 7 тыс беременностей в год. При этом число абортов — 1,7 млн, сирот - сотни тысяч, разница между смертностью и рождаемостью (убыль населения) огромна и на несколько порядков превосходит число удачных попыток ЭКО.
Каждая успешная процедура ЭКО с учетом неудачных попыток сопровождатется гибелью около десяти эмбрионов или заготовленных зигот. Это будет означать, что на 10 тысяч детей, рожденных с использованием технологии экстракорпорального оплодотворения, погибнет 100 тысяч детей. Другими словами , 1,7 млн абортов прибавится 100 тыс эмбрионов, погибших в результате ЭКО. Совершенно очевидно, что это неприемлемо, а выделять на убийство деньги — неприемлемо вдвойне.
Одно из серьезных, но не до конца осознанных последствий — это риск будущего инцеста. Поскольку у одного донора спермы неестественным способом рождаются СОТНИ детей, вероятность их будущей встречи и брака не равна нулю. Это же относится и ко второму поколению внуков доноров. Тот же самый механизм вступает в силу тогда, когда "лишние" эмбрионы, полученные в результате ЭКО оказываются в разных семьях и биологические братья и сестры не будут являться родственниками юридически, и не будут знать об этом, что не исключает их возможный брак и больное потомство. Кроме того, из-за большого количества потомства у одного донора (сотни детей) уменьшается генетическое разнообразие популяции, да и люди, зарабатывающие на жизнь таким экзотическим способом вряд ли улучшат генофонд страны...
ЭКО — фактор, разрушительный для семьи. Благодаря этой технологии рождение детей отделяется от семьи и предоставляет гомосексуалистам иметь детей. Беззаконные союзы содомитов начнут воспроизводить друг друга в следующих поколениях. В этот отношщении любая форма государственной поддержки ЭКО противоречит принципам просемейной политики. Следует отдавать отчет, что рождение детей — не только их биологическое воспроизводство. Нормальным, естественным, можно назвать воспитание ребенка только в условиях полноценной традиционной семьи. Поощряя рождение детей вне брака, общество лишает детей права на семью и подрывает свое будущее.
Супружеские пары, идущие на ЭКО, должны понимать, что судьба их детей оказывается вне всякого контроля в частной клинике на усмотрение хозяев. Их настоящие, биологические дети, становятся полной собственностью того, кто контролирует клинику. Дети могут быть разрушены, заморожены, проданы, в том числе за границу, могут быть использованы для получения и продажи органов и никто не несет за это ответственности.
прот. Максим Обухов |
Последнее обновление ( 21.01.2008 )
|
|
|
|