Главная
Церковь
Карты
Информация
Фото
Новости
Известные земляки
Объявления
Обратная связь
Ссылки
Голосования
Кологрив
 
Как бы Вы отнеслись к назначению Шевченко И.Т на должность гл. врача Кологривской районной больницы?
 
 


Баннерная сеть
"Малые города России"


Веб-сайт города
Ивдель

 

 

 

 

 

 

Rambler's Top100

 

 

 

 

 

 

Фармацевтика, аптека и фармация

Г.А. Ладыженский – "Король акварели"
02.12.2007
УЕЗДНЫЙ город Кологрив называли городом учебных заведений. Здесь была не только приходская школа, но и уездное земское училище, высшее начальное училище, старейшее в губернии сельскохозяйственное техническое училище имени Ф.В. Чижова, мужская и женская гимназии.  После революции прибавились педагогический техникум, фельдшерское училище, межрайонная школа глухонемых, несколько общеобразовательных школ, библиотеки, музыкальная школа. Во время войны сюда был эвакуирован Московский институт землеустройства.

 Но главная ценность-это единственное тогда в Союзе и теперь в России собрание картин "короля акварели", выпускника Петербургской Академии художеств, основателя Кологривского музея Геннадия Александровича Ладыженского.

2003 год-это 150-летний юбилей знаменитого художника. Родился он 23 января (по старому стилю) 1853 года в Кологриве, в семье мелкого отставного чиновника Александра Никаноровича Ладыженского.

Ладыженские - старинный дворянский род, известный в России с 14 века и ведущий свое происхождение от швецкого дворянина Облашни (по некоторым источникам Облагини). Этот Облагиня, приехавший в Московское княжество в 1375 году и поступивший на службу к Дмитрию Донскому, стал родоначальником дворянского рода Ладыженских.

Ладыженские разъехались по всей России, образовав самостоятельные ветви в Калужской, Саратовской, Тамбовской, Тверской, Нижегородской, Тульской, Ярославской, Костромской, Псковской, Рязанской, Астраханской губерниях. Костромские Ладыженские впервые упоминаются в связи с нашими землями в середине 17 века. Тогда они получили в вотчину Парфентьевскую волость, затем вотчины в Судайской, Кадыйской, Унженской осадах.

Первое упоминание о кологривских Ладыженских относится к 70-м годам 18 века, когда среди кологривских землевладельцев упоминается Александр Иванович Ладыженский (владелец д. Бакшеево) и Наталья Ивановна Ладыженская (д. Бажин Починок). Упоминается Пелагея Ивановна Ладыженская, вдова копииста из дворян, которая в 1882 году купила 6 душ крестьян из усадьбы Логутиха и перевела их в деревню Бураково (между с. Архангельским и д. Черменино). В 1840 году эти крестьяне были проданы помещице Ларионовой. У Пелагеи Ивановны был сын, губернский секретарь Петр Ладыженский. Были ли это родственники или предки Геннадия Александровича – пока неясно. Его дед Никанор Ладыженский служил канцеляристом в казенном учреждении, бабушка Олимпиада Федоровна происходила из дворян Солигаличского уезда. Земли в Архангельской волости, куда входила дер. Бураково, принадлежали Ладыженским вплоть до 1917 года. Отец Геннадия Александровича Александр Никанорович, по воспоминаниям Петра Николаевича Смирнова, был волостным писарем в Архангельской волости (село Михаила Архангела около Черменина). В 60-е годы в бывшем здании волостного управления располагался интернат Черменинской школы. А Ольга Александровна Ладыженская вспоминает, что он был и губернским секретарем.

Впоследствии Александр Никанорович занялся коммерческой деятельностью, все последние годы занимался торговлей. И жену взял не из дворян, а из кологривских купцов, породнившись с богатым и многочисленным купеческим родом Невзоровых. Супругой его была Екатерина Мефодьевна Невзорова. У них было трое детей: Иван, Елена и Геннадий.

Многие знают портрет Геннадия Александровича кисти И. Крамского. Когда он приехал в Петербург, ему было восемнадцать. Бледное лицо, взлохмаченные волосы, светлая бородка, упрямо сжатый рот и пристальный взгляд – это юный Ладыженский. Таким он поступил в начале вольноприходящим учеником по архитектуре, а потом попросил совет Академии о разрешении держать экзамены для поступления в ученики. Он писал: «Вольнослушателем быть не могу, потому что не имею средств внести плату за годовое обучение». Отец Геннадий, человек крутого характера, был недоволен выбором сыновнего пути и потому оставил его без средств. В 1871 году Геннадий жалуется, что находится в «страшно крайнем положении» и «должен теперь почти что умереть с голоду», а в январе 1972 года снова пишет о своем "безвыходном положении", о том, что он "существует впроголодь". Его товарищ по Академии Г. Сластьон вспоминает, что Ладыженский жил вместе с ним в так называемой "литейно-дворской казенке" и спал на холодном грязном полу, а "с ним спала для теплоты его собачка Дианка". Трудные были годы…

Но Геннадий Ладыженский вынес все житейские испытания и с отличием закончил Академию художеств. Все его последующие годы были заполнены работой, исступленной, неистовой, вдохновенной. Он создал сотни картин, воспитал десятки учеников, среди которых в первую очередь можно назвать известных живописцев Бродского и Грекова. Большую роль в становлении его как художника сыграли знаменитые Шишкин, Крамской, Клодт, Костанди и многие другие художники, а также личные знакомства с академическими профессорами, частые беседы в среде художников с известными литераторами Д. Григоровичем, Д. Стахеевым, театральными деятелями, со многими из них у него завязалась дружеская переписка. Не оставлял без внимания и поэзию, ему полюбились стихи украинского кобзаря Тараса Шевченко. За 10 лет, проведенные в Петербурге, Ладыженский стал профессиональным художником. Уже тогда у него зародилась страсть к собирательству. Но осуществить свою мечту он смог только тогда, когда жил и работал в Одессе. По ходатайству Академии наук он получил назначение на должность преподавателя рисования в Одесское реальное училище и в начале 1882 года переехал на юг, и с тех пор его жизнь и творчество надолго оказались связанными с судьбами украинского изобразительного искусства. Геннадий Александрович не ограничивал свою деятельность только уроками. Все свои силы он отдавал любимому искусству. В 1899 году он организовал выставку своих картин в Одесской гимназии с тем, чтобы доход от нее пошел в пользу нуждающихся учеников.

Помимо местных выставок изредка экспонировал свои картины в Петербурге: то в Академии, то в обществе русских акварелистов, то в Товариществе художников. Потом был большой перерыв. Возможно, много времени отнимало у него воспитание племянников, которых одинокий художник взял к себе в Одессу после смерти старшего брата. Как раз в эти годы у него сильно развилась страсть к коллекционированию. В свободные от работы часы он посещал антикварные лавки, бывал на знаменитых одесских базарах, приобретал картины и рисунки выдающихся художников, пополнял все растущую коллекцию сабель, мечей, пороховниц, ружей, монет, пищалей, мушкетов и вообще всякой старины: вазы, кувшины, самовары, ендовы, музыкальные инструменты, платки, ковры. Геннадий Александрович не однажды предлагал местным властям, чтобы они могли построить специальное помещение для размещения его сокровищ, чтобы их могли видеть все. Но при жизни никто не заинтересовался его собранием.

В 1909 году в Одессе было организовано чествование Г.А. Ладыженского в связи с 25-летием его художественно-педагогической деятельности А в следующем году ему было присвоено Почетное звание академика.

В 1914 году вышел в отставку и вернулся в родной Кологрив. Из своей богатой коллекции исторических и художественных памятников он ничего не оставил ни художественному училищу, где проработал около 30 лет, ни городскому музею изящных искусств, в устройстве которого принимал деятельное участие. На родине он намеревался продолжить художественную деятельность, организовать музей. Но обстоятельства складывались неблагоприятно. Началась мировая война. Это произвело на него гнетущее впечатление. Большую свою коллекцию и многочисленные собственные произведения Геннадий Александрович разместил в специально для этого купленном здании в центре Кологрива. Это бывшее здание райпо, которое сгорело то ли от небрежности, то ли по чьему-то злому умыслу. В советское время на здании была мемориальная доска с текстом: «В этом доме провел последние годы жизни (1914-1916 гг.) художник-академик Геннадий Александрович Ладыженский (1853-1916 гг.)». А в музее долгое время в экспозиции стояло кресло, в котором умер художник.

Перед своей кончиной он написал завещание о передаче коллекции и картин родному городу.

После смерти его коллекция послужила основанием для создания Кологривского краеведческого музея с большим и ценным художественным отделом. Большую роль в создании музея сыграли брат Геннадия Александровича Иван Александрович, который помогал пополнять коллекцию, по просьбе брата купил ему дом в Кологриве и его сын Николай Иванович, ставший первым директором музея.

Представители этой фамилии внесли немалый вклад в развитие культуры России. Среди них были писатели, художники, музыканты. Эстафету приняла дочь Александра Ивановича, учителя математики, внучатая племянница академика Ладыженского Ольга Александровна. Она доктор физико-математических наук, много лет возглавляла лабораторию математической физики в Ленинградском институте, будучи членом-корреспондентом Академии, а с 1991 года – академик Российской Академии наук, а также Академий Германии, Италии, США, Европы. Несмотря на свой солидный возраст (ей 7 марта исполнится 81 год), она продолжает трудиться, ежегодно выезжает в научные командировки в другие страны. Вот и сейчас она находится в Америке, где посетит научные центры и выступит с докладами. Несмотря на загруженность, поддерживает связь с родиной.             |

В одном из писем Ольга Александровна сообщает, что ее сестры Мария и Татьяна живы, их дети и внуки трудятся. Одна из внучек Марии Александровны вышла замуж за шведа, родился правнук Илья, причем в Швеции, откуда ведет свое начало род Ладыженских.

С портрета на нас смотрит уже зрелый Геннадий Александрович (работа кисти Н.Д. Кузнецова), ему 41 год. Сильная личность. Чувствуется внутреннее напряжение. Крупная голова, большой лоб, говорящий о недюжинном уме, и тог же пристальный, зоркий, всепроникающий взгляд.

Г.А. Ладыженский – это символ Кологрива. И будет правильно, если наш музей будет носить его имя. Такую задумку имеет глава районной администрации И.Т. Шевченко.

Во дворе музея покоится прах прекрасного живописца, «короля акварели», коллекционера Геннадия Александровича Ладыженского. Поклонимся этой могиле. И вспомним, что он оставил нам истинные сокровища.

Г.А. Ладыженский – символ нашего города

УЕЗДНЫЙ город Кологрив называли городом учебных заведений. Здесь была не только приходская школа, но и уездное земское училище, высшее начальное училище, старейшее в губернии сельскохозяйственное техническое училище имени Ф.В. Чижова, мужская и женская гимназии. После революции прибавились педагогический техникум, фельдшерское училище, межрайонная школа глухонемых, несколько общеобразовательных школ, библиотеки, музыкальная школа. Во время войны сюда был эвакуирован Московский институт землеустройства.

Но главная ценность-это единственное тогда в Союзе и теперь в России собрание картин "короля акварели", выпускника Петербургской Академии художеств, основателя Кологривского музея Геннадия Александровича Ладыженского.

2003 год-это 150-летний юбилей знаменитого художника. Родился он 23 января (по старому стилю) 1853 года в Кологриве, в семье мелкого отставного чиновника Александра Никаноровича Ладыженского.

Ладыженские - старинный дворянский род, известный в России с 14 века и ведущий свое происхождение от швецкого дворянина Облашни (по некоторым источникам Облагини). Этот Облагиня, приехавший в Московское княжество в 1375 году и поступивший на службу к Дмитрию Донскому, стал родоначальником дворянского рода Ладыженских.

Ладыженские разъехались по всей России, образовав самостоятельные ветви в Калужской, Саратовской, Тамбовской, Тверской, Нижегородской, Тульской, Ярославской, Костромской, Псковской, Рязанской, Астраханской губерниях. Костромские Ладыженские впервые упоминаются в связи с нашими землями в середине 17 века. Тогда они получили в вотчину Парфентьевскую волость, затем вотчины в Судайской, Кадыйской, Унженской осадах.

Первое упоминание о кологривских Ладыженских относится к 70-м годам 18 века, когда среди кологривских землевладельцев упоминается Александр Иванович Ладыженский (владелец д. Бакшеево) и Наталья Ивановна Ладыженская (д. Бажин Починок). Упоминается Пелагея Ивановна Ладыженская, вдова копииста из дворян, которая в 1882 году купила 6 душ крестьян из усадьбы Логутиха и перевела их в деревню Бураково (между с. Архангельским и д. Черменино). В 1840 году эти крестьяне были проданы помещице Ларионовой. У Пелагеи Ивановны был сын, губернский секретарь Петр Ладыженский. Были ли это родственники или предки Геннадия Александровича – пока неясно. Его дед Никанор Ладыженский служил канцеляристом в казенном учреждении, бабушка Олимпиада Федоровна происходила из дворян Солигаличского уезда. Земли в Архангельской волости, куда входила дер. Бураково, принадлежали Ладыженским вплоть до 1917 года. Отец Геннадия Александровича Александр Никанорович, по воспоминаниям Петра Николаевича Смирнова, был волостным писарем в Архангельской волости (село Михаила Архангела около Черменина). В 60-е годы в бывшем здании волостного управления располагался интернат Черменинской школы. А Ольга Александровна Ладыженская вспоминает, что он был и губернским секретарем.

Впоследствии Александр Никанорович занялся коммерческой деятельностью, все последние годы занимался торговлей. И жену взял не из дворян, а из кологривских купцов, породнившись с богатым и многочисленным купеческим родом Невзоровых. Супругой его была Екатерина Мефодьевна Невзорова. У них было трое детей: Иван, Елена и Геннадий.

Многие знают портрет Геннадия Александровича кисти И. Крамского. Когда он приехал в Петербург, ему было восемнадцать. Бледное лицо, взлохмаченные волосы, светлая бородка, упрямо сжатый рот и пристальный взгляд – это юный Ладыженский. Таким он поступил в начале вольноприходящим учеником по архитектуре, а потом попросил совет Академии о разрешении держать экзамены для поступления в ученики. Он писал: «Вольнослушателем быть не могу, потому что не имею средств внести плату за годовое обучение». Отец Геннадий, человек крутого характера, был недоволен выбором сыновнего пути и потому оставил его без средств. В 1871 году Геннадий жалуется, что находится в «страшно крайнем положении» и «должен теперь почти что умереть с голоду», а в январе 1972 года снова пишет о своем "безвыходном положении", о том, что он "существует впроголодь". Его товарищ по Академии Г. Сластьон вспоминает, что Ладыженский жил вместе с ним в так называемой "литейно-дворской казенке" и спал на холодном грязном полу, а "с ним спала для теплоты его собачка Дианка". Трудные были годы…

Но Геннадий Ладыженский вынес все житейские испытания и с отличием закончил Академию художеств. Все его последующие годы были заполнены работой, исступленной, неистовой, вдохновенной. Он создал сотни картин, воспитал десятки учеников, среди которых в первую очередь можно назвать известных живописцев Бродского и Грекова. Большую роль в становлении его как художника сыграли знаменитые Шишкин, Крамской, Клодт, Костанди и многие другие художники, а также личные знакомства с академическими профессорами, частые беседы в среде художников с известными литераторами Д. Григоровичем, Д. Стахеевым, театральными деятелями, со многими из них у него завязалась дружеская переписка. Не оставлял без внимания и поэзию, ему полюбились стихи украинского кобзаря Тараса Шевченко. За 10 лет, проведенные в Петербурге, Ладыженский стал профессиональным художником. Уже тогда у него зародилась страсть к собирательству. Но осуществить свою мечту он смог только тогда, когда жил и работал в Одессе. По ходатайству Академии наук он получил назначение на должность преподавателя рисования в Одесское реальное училище и в начале 1882 года переехал на юг, и с тех пор его жизнь и творчество надолго оказались связанными с судьбами украинского изобразительного искусства. Геннадий Александрович не ограничивал свою деятельность только уроками. Все свои силы он отдавал любимому искусству. В 1899 году он организовал выставку своих картин в Одесской гимназии с тем, чтобы доход от нее пошел в пользу нуждающихся учеников.

Помимо местных выставок изредка экспонировал свои картины в Петербурге: то в Академии, то в обществе русских акварелистов, то в Товариществе художников. Потом был большой перерыв. Возможно, много времени отнимало у него воспитание племянников, которых одинокий художник взял к себе в Одессу после смерти старшего брата. Как раз в эти годы у него сильно развилась страсть к коллекционированию. В свободные от работы часы он посещал антикварные лавки, бывал на знаменитых одесских базарах, приобретал картины и рисунки выдающихся художников, пополнял все растущую коллекцию сабель, мечей, пороховниц, ружей, монет, пищалей, мушкетов и вообще всякой старины: вазы, кувшины, самовары, ендовы, музыкальные инструменты, платки, ковры. Геннадий Александрович не однажды предлагал местным властям, чтобы они могли построить специальное помещение для размещения его сокровищ, чтобы их могли видеть все. Но при жизни никто не заинтересовался его собранием.

В 1909 году в Одессе было организовано чествование Г.А. Ладыженского в связи с 25-летием его художественно-педагогической деятельности А в следующем году ему было присвоено Почетное звание академика.

В 1914 году вышел в отставку и вернулся в родной Кологрив. Из своей богатой коллекции исторических и художественных памятников он ничего не оставил ни художественному училищу, где проработал около 30 лет, ни городскому музею изящных искусств, в устройстве которого принимал деятельное участие. На родине он намеревался продолжить художественную деятельность, организовать музей. Но обстоятельства складывались неблагоприятно. Началась мировая война. Это произвело на него гнетущее впечатление. Большую свою коллекцию и многочисленные собственные произведения Геннадий Александрович разместил в специально для этого купленном здании в центре Кологрива. Это бывшее здание райпо, которое сгорело то ли от небрежности, то ли по чьему-то злому умыслу. В советское время на здании была мемориальная доска с текстом: «В этом доме провел последние годы жизни (1914-1916 гг.) художник-академик Геннадий Александрович Ладыженский (1853-1916 гг.)». А в музее долгое время в экспозиции стояло кресло, в котором умер художник.

Перед своей кончиной он написал завещание о передаче коллекции и картин родному городу.

После смерти его коллекция послужила основанием для создания Кологривского краеведческого музея с большим и ценным художественным отделом. Большую роль в создании музея сыграли брат Геннадия Александровича Иван Александрович, который помогал пополнять коллекцию, по просьбе брата купил ему дом в Кологриве и его сын Николай Иванович, ставший первым директором музея.

Представители этой фамилии внесли немалый вклад в развитие культуры России. Среди них были писатели, художники, музыканты. Эстафету приняла дочь Александра Ивановича, учителя математики, внучатая племянница академика Ладыженского Ольга Александровна. Она доктор физико-математических наук, много лет возглавляла лабораторию математической физики в Ленинградском институте, будучи членом-корреспондентом Академии, а с 1991 года – академик Российской Академии наук, а также Академий Германии, Италии, США, Европы. Несмотря на свой солидный возраст (ей 7 марта исполнится 81 год), она продолжает трудиться, ежегодно выезжает в научные командировки в другие страны. Вот и сейчас она находится в Америке, где посетит научные центры и выступит с докладами. Несмотря на загруженность, поддерживает связь с родиной.             |

В одном из писем Ольга Александровна сообщает, что ее сестры Мария и Татьяна живы, их дети и внуки трудятся. Одна из внучек Марии Александровны вышла замуж за шведа, родился правнук Илья, причем в Швеции, откуда ведет свое начало род Ладыженских.

С портрета на нас смотрит уже зрелый Геннадий Александрович (работа кисти Н.Д. Кузнецова), ему 41 год. Сильная личность. Чувствуется внутреннее напряжение. Крупная голова, большой лоб, говорящий о недюжинном уме, и тог же пристальный, зоркий, всепроникающий взгляд.

Г.А. Ладыженский – это символ Кологрива. И будет правильно, что наш музей  носит его имя. Такую задумку имеет глава районной администрации И.Т. Шевченко.

Во дворе музея покоится прах прекрасного живописца, «короля акварели», коллекционера Геннадия Александровича Ладыженского. Поклонимся этой могиле. И вспомним, что он оставил нам истинные сокровища.

 

Осипова З.И.- краевед.

Журнал «ГУБЕРНСКIЙ ДОМЪ»  № 1-2 (64-65) 2005 г.
 
< Пред.