Главная

 

Главная
Церковь
Карты
Информация
Фото
Новости
Известные земляки
Объявления
Обратная связь
Ссылки
Голосования
Как бы Вы отнеслись к назначению Шевченко И.Т на должность гл. врача Кологривской районной больницы?
 
 


Баннерная сеть
"Малые города России"


Веб-сайт города
Ивдель

 

 

 

 

 

 

Rambler's Top100

 

 

 

 

 

 

Фармацевтика, аптека и фармация

Аномалия. Волосатые кологривчане.
09.12.2007

Аномалия. Волосатые кологривчане.
Кологривская земля подарила миру немало уникальных людей – художников, поэтов, ученых, военных, государственных деятелей. В этом ряду совершенно особняком стоят два удивительных человека, Андриан Евтихеев и Федор Петров – наши звероподобные земляки, легенды о которых наверняка, многие слышали. Предлагаем вниманию читателей статью Сергея Николаевича Торопова, который уже много лет собирает материалы о кологривских волосатых людях.
Федор Петров.   
К многочисленным публикациям о «снежном человеке» большинство ученых-антропологов относится снисходительно. Однако, даже школьные российские учебники по дарвинизму и биологии, в разделе «атавизмы» приводят пример человека, сходного с упомянутыми.
    Солидное энциклопедическое издание Брокгауза и Эфрона приводит всего три примера общей волосатости, составляющей «загадку для врачей и антропологов»: Юлия Пастрана, Андриан Евтихеев и мальчик Федор.  По утверждению автора, внешний вид этих людей настолько приближал их к звериному облику, что их прозвали людьми-собаками (Hundmenschen) или лесными людьми(Waldmenschen). О судьбах этих людей – мексиканской танцовщицы Юлии Пастраны, русских крестьян Андриана Евтихеева и Федора Петрова – известно немного, жизненные их истории полны загадок и тайн.. Биографические сведения о русских «волосатиках» чрезвычайно отрывочны, ибо ученых в то время, прежде всего, привлекал именно сам факт чрезмерной волосатости в биологическом аспекте. Отсутствие серьезных научных исследований по предложенной теме породило немало легенд, особенно на родине Андриана Евтихеева и Федора Петрова. Оба  родились в соседних деревнях Спасского волости Кологривского уезда Костромской губернии (ныне – Мантуровский район). Это обстоятельство позднее использовал их антрепренер (т.е. продюсер, по-нашему), представляя их как отца и сына.
По данным антропологического отдела Московского университета, где впервые обследовался Андриан Евтихеев, он родился в 1818 году деревне Коровино Спасской волости в семье солдата.  Внешний вид Андриана стал причиной несогласия и раздоров с односельчанами, которые всегда смеялись над ним. В таких случаях он уходил в лес и питался большей частью кореньями.  Андриан был женат, имел двоих детей – мальчика и девочку, умерших в раннем детстве. О мальчике сведений нет, а девочка, по преданиям, была похожа на отца. В 1873 году необычная внешность костромича привлекла внимание ученых Московского университета. Однако сохранилось лишь более позднее описание Андриана Евтихеева, составленное немецким ученым Брандтом, лично встречавшимся с обоими волосатыми россиянами. Он писал: «Представьте себе терьера, - собаку-крысоловку ростом с человека, наряженную в шелковую русскую рубаху, плисовые шаровары и сапоги, и перед нами живо воскреснет образ Андриана по первому впечатлению на посетителя …Все лицо Евтихеева, не исключая век и ушей, было покрыто мохнатою, тонкою, шелковисто-мягкою шерстью светло-пепельного цвета, длиною в полпальца и более. Заметной разницы в волосатости различных частей тела не было; ни бороды, ни усов, в обыкновенном смысле, т.е. состоящих из более грубых и длинных волос, решительно не было. Со лба волосы без всякой границы переходили на черепную покрышку, где, насколько помню, были менее мягки и слегка удлинены… Туловище и конечности Евтихеева обросли волосами не столь густо, как лицо: напротив, довольно волосатые участки чередовались тут с покрытыми лишь редкими волосами. Но свойства волос были те же, что и на лице. Шея и спина, по степени оброслости, составляли переходную область от головы к телу». В верхней челюсти у Адриана был один лишь левый клык, в нижней же все зубы были налицо, но представлены неправильными, деформированными …» .

 Евтихеев

Описание немецкого ученого несколько отличается от представлений русских умельцев, изготовивших манекен Евтихеева, но эти различия не носят принципиального характера.  В 1876 году, по предложению неизвестного антрепренера Андриан Евтихеев и Федор Петров путешествовали по крупным городам России, появляясь на известных ярмарках. По видимому, к этому времени и относится знакомство с волосатыми людьми Н.А.Ферстера. После недолгих переговоров возникла идея показа Андриана и Федора за границей, представляя их как отца и сына.
В 1883 году они были обследованы в Берлинском паноптикуме, а затем объехали почти всю Европу. Уже первые публичные показы принесли антрепренеру неплохие доходы, и он часто шел навстречу капризам и пожеланиям Федора и Андриана. По словам профессора Рудольфа Вирхова во время путешествия по Европе Андриан питался только кислою капустою и водкой.
После заграничного путешествия Андриан Евтихеев возвратился на родину, сильно запил, и вскоре умер.
В судьбе второго волосатого человека – Федора Петрова – немало таинственного и неизвестного. Родился он в 1870 году в деревне Березники Кологривского уезда Костромской губернии в семье Петра Иванова и Мавры. Уже в трехлетнем возрасте необычная внешность привлекла внимание ученых Московского университета, которые обследовали его вместе с другим волосатым человеком земляком Андрианом Евтихеевым. В сожалению, документов обследования этого времени пока в архивах не обнаружено. Более педантичный немецкий зоолог Брандт позднее оставил такое описание: «Федор имел на лице и туловище лишь редкий, совсем светлый пушок, на черепе же сравнительно длинные волосы; во рту у мальчика находилось всего 4 резца. Когда Федору было 13 лет, его показывали в Берлинском паноптикуме. В течение 9 лет у него выросло только два новых зуба, а именно  два клыка в верхней челюсти, а в нижней выпал один резец. Волосы на голове у него были темно-русые, на лбу светло-рыжеватые, а в нижней части лица  бледно-желто-серые. На туловище и конечностях, за исключением кистей, ступней, шеи и внутренней поверхности рук, волосы были почти безцветны, густы, длиною до 6 сантиметров.»
После упомянутых гастролей по российским городам и Европе,  Федор Петров оказался в Америке. Его антрепренер Николай Алексеевич Ферстер проявлял о своем «питомце» большую заботу, ибо показ необычного волосатого мальчика по-прежнему приносил хорошие доходы. Однако тоска по родине Федора Петрова оказалась сильнее устремлений Ферстера заработать на его внешности.
В августе 1888 года в Березниковское сельское общество Спасской волости Кологривского уезда пришло странное письмо из Нью-Йорка следующего содержания:
Федор Петров достиг 18-летнего возраста и хотел бы иметь соответствующие права и обязанности… ему сведения по следующим вопросам:
I. Числятся ли за ним , Федором Петровым, недоимки или какие-либо взыскания за время  его отсутствия из дому (с 1883 года), а если     есть, то сколько таковых.
II. При отъезде из дому у Федора Петрова осталась мать его (по имени Мавра и по его описанию слепая), адреса которой он не знает и от которой в течении последних шести лет не имеет никаких известий, - а потому он убедительно просит Правление навести справку - жива ли она и если возможно узнать место жительства – так как он желает позаботится о ее средствах к жизни.
III.За время путешествия по Европе и в настоящее время по Америке, он Петров, довольствовался заграничным паспортом, выданным ему по паспорту Волостного правления от 7 января 1883 года, - теперь же, намереваясь в непродолжительное время возвратиться в Россию, а следовательно и домой, он желал бы получить [свежий] паспорт с обозначением настоящих его лет, для явки его у здешнего Российского Консульства и для свободного возвращения в Россию.
При сем прилагается фотография  Федора Петрова
На основании вышеизложенного Федор Петров почтительно просит:
    Выслать новый паспорт и счет на недоимки, если таковые  имеются и каковые он готов немедленно уплатить в здешнем Российском Консульстве или как укажет правление, - и сведения, о которых просит выше. Все расходы по таковым он принимает на себя….
Сие заявление по поручению приписанного к Березниковскому крестьянскому обществу Федора Петрова писал и собственноручно подписал
            Дворянин Николай Алексеев Ферстер.
Город Нью-Йорк
Июля 13/25 1888 года.

    Ответ общества Федор Петров просит адресовать на Российское Генеральное Консульство в Америке для передачи ему или писавшему.
(письмо хранится в кологривском музее)
Под письмом стояла подпись российского консула Александра Грегера и печать Генкосульства России в Нью-Йорке.
      Березниковское сельское общество отправило Н.Ферстеру необходимые сведения 26 августа 1888 года, о чем свидетельствует надпись в левом углу письма.
    Письмо и фотографию, приложенную к письму, оставил «на память» местный помещик, в усадьбе которого они и были обнаружены в двадцатые годы  директором Кологривского отделения Костромского научного общества по изучению местного края В.П.Чистяковым, и вместе с предметами старины были вывезены на хранение в Кологривский музей.
Именно фотография и странные надписи под ней привлекли внимание мантуровского краеведа М.М.Сорвина. Надписи были сделаны на английском языке «The Original And Only Living Man With  a Dog s  Head. About 17 years out» (Оригинальный и единственный живущий человек с собачьей головой. В возрасте около 18 лет) и «Age Harri Pose Indianapolis». Он обратился с просьбой о помощи  к известному антропологу научному сотруднику музея антропологии Московского университета М. Ф.Нестурху, который выслал известные ему сведения о «волосатых костромичах». 
По сведениям Г.А.Минакова и М.Ф.Нестурха еще в 1898 году Федор Петров был жив и разъезжал с гастролями по миру. Сообщений о возвращении его в Россию нет. Вероятно, он умер на чужбине.
На малой родине «волосатиков» ходило немало легенд, которые слышал автор этого материала. После показа фрагмента о волосатых людях по каналу «Россия», пришло письмо с утверждением, что волосатого человека видели на территории Мантуровского района в 1947 году. Несколько подобных утверждений удалось выслушать и по телефону, после публикаций в местной прессе.


Сергей Торопов,
                                Директор музея города Мантурова

Последнее обновление ( 10.12.2007 )
 
< Пред.   След. >