Главная arrow Церковь arrow ОБИТЕЛИ ВЕРЫ И КРАСОТЫ

 

Главная
Церковь
Карты
Информация
Фото
Новости
Известные земляки
Объявления
Обратная связь
Ссылки
Голосования
Как бы Вы отнеслись к назначению Шевченко И.Т на должность гл. врача Кологривской районной больницы?
 
 


Баннерная сеть
"Малые города России"


Веб-сайт города
Ивдель

 

 

 

 

 

 

Rambler's Top100

 

 

 

 

 

 

Фармацевтика, аптека и фармация

ОБИТЕЛИ ВЕРЫ И КРАСОТЫ
02.12.2007

 Спасская церковь. фото нач. 20 века. Клогрив.
В повседневной суете, мы часто не замечаем красоту, окружающую нас. А, между тем, она рядом, нужно только внимательно приглядеться – это и чудесная кологривская природа, и великолепные закаты над Унжей, и красавица-ёлка у дороги, и старинные красивые здания, которыми не обделена кологривская земля.

Среди них особенно выделяются полуразрушенные, но по-прежнему величественные и стройные церкви.
Невозможно понять историю России без учета огромной роли, которую на протяжении столетий играла православная церковь. Вся жизнь человека, будь то простой крестьянин или наделенный неограниченной властью царь были тесно связана с храмом. Рождение ребенка, заключение брака, смерть, раскаяние в совершенных грехах или просто желание приобщиться к прекрасному – неизбежно приводили человека под своды церкви, где он находил умиротворение и душевный покой, забывая о трудностях мирской жизни и серых буднях, наполненных тяжелым трудом.
Приходской храм строили общими усилиями, «тщанием и усердием прихожан», как сообщалось в церковных документах. Под руководством самых опытных строителей, сообща рубили и вывозили лес, изготовляли кирпич, возводили церковные стены. И строили на века, чтобы не было стыдно ни перед современниками, ни перед потомками. Вполне понятна та гордость, которая охватывала простого труженика при виде красивой церкви, – это был его храм, построенный его руками для собственных нужд и потомков.
Да вот потомкам-то эта красота оказалась не нужна. Безжалостно уничтожали они святыни, равнодушно взирали на постепенное уничтожение того, что с таким усердием и любовью создавалось предками. На территории нашего района также сохранилось немало полуразрушенных зданий церквей, имеющих богатую историю, дошедшую до нас в различных документах.


Территория приунженского края начала заселяться славянами с XII – XIII вв. Возможно, уже тогда появились на нашей земле первые храмы и часовни. К сожалению, никакими документальными материалами тех лет мы пока не располагаем. Первые же сведения относятся лишь к XVI веку. В то время появился город Кологрив, в котором находилась церковь Михаила Архангела, были храмы в погостах Шишкилево и Илешево, а также упоминается Успенская Княжая пустынь, в 25 верстах от Кологрива. В XVI – XVII вв. она значится без земельных владений.
Первое достаточно подробное упоминание кологривских земель, дошедшее до нас – Дозорная книга 1616 г. упоминает уже значительное количество храмов. В Кологриве (имеется в виду старый город) находилось три церкви. Вот что о них пишется: «…в городе соборная церковь Михаила Архангела с папертью древянна верх да другая церковь теплая с трапезою древянна ж Афонасия Афонского… Да в Кологриве ж на посаде церковь древянна верх преподобного Макария Унженского Чудотворца…»
На территории кологривской осады, в пределах современного района существовало 7 погостов с 8-ю приходскими церквями: Понговский с церковью Покрова, Пеженга с церковью Успения Пресвятой Богородицы, Стан и храм во имя Воскресения Христова, церковь Ильи Пророка в Илешево, погост в Паломе и церковь Дмитрия Солунского в нем, Ильинская церковь в селе Княжая (ныне с.Ильинское) и две церкви в Кичино (нынешний г.Кологрив) – Афонасия Афонского и Воскресения Христова.
Таким образом, в начале XVII в. на территории района имелось 11 деревянных церквей, большинство из которых были сооружены еще в XVI в. Судя по описаниям, храмы были двух типов – шатровые и клетские (клеть – в плане прямоугольный сруб, тогда как шатер имел в основании шести- или восьмиугольник). Поскольку дерево подвержено гниению, идущему от земли, здание и поверхность сопрягал камень. Стоя на таких камнях, церковь словно висела в воздухе, плывя навстречу ветру. Некоторое представление о том, как выглядели деревянные храмы, можно получить, побывав в Княжой пустыни, где сохранилась единственная церковь подобного рода в нашем районе.
Однако при всей своей доступности и легкости обработки, дерево имеет два важных недостатка: подверженность гниению и доступность огню. В документах 17 –18 вв. встречается немало упоминаний о пожарах, перестройках церквей, строительстве и освящении новых. Так, например, в 1643 г. появляется церковь Богородицы в Запоженье, на Вяткиной горе (вблизи дер.Павликово). В 1645 году рядом с обветшавшей Успенской церковью на Пеженге освящается новый храм в честь Николая чудотворца. На том же погосте в 1707 г. вместо старой строят новую Успенскую церковь. В1720 г. сгорела церковь Афонасия Афонского в Кологриве, 20 июля 1718 г. такая же участь постигла недавно построенную Никольскую церковь в Илешево.
В начале XVIII в. помещиком деревни Урма Цизаревым был основан монастырь Княжая пустынь на высокой горе близ речки Княжая (не известно, имел ли он отношение к Княжой пустыни, упоминавшейся в XVI –XVII вв.) По преданию, во время охоты на берегу речки ему была явлена Чудотворная шестилистовая икона Успения Божьей матери. Постригшись в монахи и приняв имя Иезекииль, Цизарев основал здесь монастырь и построил в1719 г. Успенскую церковь, сохранившуюся в полуразрушенном виде до наших дней. Монастырь после смерти своего основателя существовал недолго. Монахи разошлись, обитель запустела и в 1774 г. была упразднена. Обретенную икону перенесли в Макарьевскую церковь старого Кологрива, а оттуда в Успенский собор вновь учрежденного уездного города.
Новая глава в истории кологривских храмов начинается в конце XVIII века. С этого времени на нашей земле появляются каменные церкви. Первым каменным зданием на территории уезда стала Воскресенская церковь, построенная жителями села Кичино и поселившимися здесь новыми гражданами в 1777 году. Этот небольшой одноглавый храм до 1817 г. был соборной церковью Кологрива. В 1881 г. церковь совершенно преобразилась, после того как на средства почетного гражданина г. Кологрива Петра Васильевича Дубровина была построена красивая шатровая колокольня и каменная ограда вокруг здания. В этом храме, именуемом иногда по названию одного из приделов Макарьевским, находились старинные иконы Федоровская, Казанская и Тихвинская. Церковь была уничтожена в 1930-м году и теперь лишь несколько фотографий, хранящихся в музее и у старожилов города, напоминают о том, что некогда в самом центре города находился красивый архитектурный памятник.

Макарьевская церковь. Кологрив

Макарьевская церковь. фото нач. 20 в. г. Кологрив.
Вторую каменную церковь построили в1790 г. в селе Вяткина гора. Называлась она Богородице Рождественская, имела три престола и была обнесена каменною, с железными решетками оградой (в народе больше известна как Павликовская). Местною святыней почиталась икона Казанской Божьей Матери, которая считалась чудотворной. Сейчас храм в полуразрушенном состоянии.

Богородице Рождественская церковь,. Вяткина гора.

Церковь Богородице Рождественская на Вяткиной горе(Павликовская)

В последние годы XVIII столетия появились еще два храма: Ильинская церковь села Илешево в 1796 г. и Архангельская бывшего города Кологрива в 1798 году -–оба на месте старинных деревянных церквей. Ильинская с каменной колокольней, имела три престола – Богоявленский, святого пророка Илии и святых мучеников Фрола и Лавра. В 1836 г. рядом с ней построили зимнюю одно-престольную церковь в честь Николая чудотворца. С этим маленьким храмом связана красивая легенда. В Илешево хранилась древняя чудотворная икона Николая угодника, в честь которого и решили возвести церковь у въезда в село. Но икона неизменно «уходила» на берег Унжи, на место нынешнего храма. Там его, в конце концов, и возвели. Оба илешевских храма были обнесены каменною оградой с железными решетками, рядом находилась церковно-приходская школа. Весь комплекс построек сохранился, в течение последних 10 лет Ильинская церковь восстанавливается. Место это связано с именем Ефима Честнякова – здесь он был крещен, много раз посещал церковь, тут же, недалеко  от храма и похоронен. Могила Ефима является местом паломничества жителей района.

Церковь Николая чудотворца. с. Илешево.

Церковь Николая Чудотворца - с. Илешево.
В 1807 г. Кологрив получил достойный уездного города храм – Успенский Собор. Освященная в 1815 г., она по повелению императора Александра I, получила статус Собора в 1817 г., вследствие ходатайства строителя церкви, кологривского помещика Федора Левашова. Собор имел три престола, главной святыней считалась явленная икона Успения Божьей Матери. В архитектурном отношении особую ценность имеет трехъярусная колокольня, построенная в стиле классицизм – важнейшая вертикаль города, придающая законченность его архитектурному ансамблю. Фасады церкви декорированы арочными окнами, каннелюрами, пилястрами, красивыми карнизами. На протяжении всего XIX в. храм не раз обновлялся и украшался, прежде всего на средства церковных старост Д.М.Звонова, П.П.Перфильева, П.В.Дубровина и др.

Успенский собор. г. Кологрив.

Успенский собор. фото нач. 20 в. г. Кологрив.
Следующую каменную церковь на кологривской земле , Ильинскую в селе Княжая (ныне с.Ильинское) построили в 1815 г. Внушительное двухэтажное здание с каменной колокольней было обнесено с северной стороны каменной оградой с железными решетчатыми воротами. Храм имел по два престола на каждом этаже и был, пожалуй, самым богатым из сельских приходских церквей в уезде. При церкви находились торговые лавки, которые сдавались в аренду, церковно-приходская школа и общество трезвости. Издалека видно её, и на многие километры распространялся колокольный звон, призывая прихожан на службу. Сейчас Ильинская церковь представляет собой печальное зрелище. Находясь в самом центре большого красивого села, это полуразрушенное здание навевает грустные мысли о красоте, созданной некогда людьми и уничтоженной их потомками.
Ильинская церковь. с. Ильинское
Ильинская церковь. село Ильинское
В 1824 году появилась каменная церковь Дмитрия Солунского в с. Палома (сейчас Высоко-Палома). В строительстве храма принимал участие наш знаменитый земляк, поэт Павел Александрович Катенин, живший в эти годы неподалеку, в усадьбе Шаево. Эта церковь обслуживала наибольшее по сравнению с другими храмами, количество селений – 37. В начале XX века к нему было приписано 5 тысяч прихожан.
Самый северный кологривский храм – Покровская церковь в селе Понга – построен в 1828 г. на средства унтер-офицера Дементия Евстихиева, помещика здешних мест. Церковь имела три престола, каменные колокольню и ограду, и обслуживала всего два селения, Копьево и Церковное, а также 4 казенных лесных кордона.  
Постройкой сразу двух храмов на севере кологривского уезда был ознаменован 1836 г. В этом году на месте старинной деревянной появилась каменная двухэтажная Воскресенская церковь в селе Стан, недалеко от бывшего города Кологрива, только на другом берегу Унжи. Этот храм, стоящий на высокой горе, напоминающий городской Успенский собор, к сожалению  не сохранился.
В том же году появилась Успенская церковь на Пеженге. В фондах кологривского музея сохранились клировые ведомости, содержащие описание этого погоста. Оказывается в XIX в. на протяжении нескольких десятилетий здесь стояли три храма – деревянные Николаевская и Успенская и построенная в 1836 г. каменная. В середине века храмы обслуживали 7 приходских селений (39 дворов, 267 душ обоего пола), служили в причте – священник Георгий Рождественский, дьяк Григорий Постников и пономарь Дионисий Иванов. В настоящее время все пеженгские деревни: Токарево, Таширово, Забелино, Уродово, Тимово, Синяково, Лом умерли. Лишь Успенская церковь, полуразрушенная, одинокая и запущенная продолжает стоять среди бескрайних кологривских лесов.
В 1840-м году в Кологриве появилась третья каменная церковь, Кладбищенская, во имя всех Святых. Построена она была при городском кладбище на средства Александры Николаевны Шулепниковой. Своих священнослужителей не имела, отпевали покойников здесь священники из Собора. Этот маленький, изящный храм разобрали в конце 1930-х годов, кирпич пошел на строительство пожарной каланчи. Сейчас от церкви остались лишь красивые каменные ворота и памятный крест в честь всех, кто покоится на бывшем кладбище.
Княжепустынская обитель, запустевшая после смерти своего основателя, постепенно превратилась в погост. Но память об этом свято месте продолжала жить в народе, привлекая сюда массу паломников не только из кологривского уезда, но и из соседних уездов и губерний. Не забывали о Княжой пустыни также родственники и потомки Цицерева. Именно на их средства, особенно на деньги Анастасии Степановны Микулиной, рядом с деревянной построена каменная Успенская церковь в 1842 году. На протяжении всего XIX  и начала XX в. сюда стремились попасть богомольцы. В гору, называвшуюся Святой, нужно было подняться пешком, многие паломники при этом тащили тяжелые камни. Слева от церквей, в логу находились святые источники, почитавшиеся целебными. На горе росли две огромные липы, изгрызанные зубами тысяч паломников – считалось, что кора этих деревьев способна избавить от зубной боли (сейчас обрубок одной из святых лип находится в краеведческом музее). Оба храма сейчас в полуразрушенном состоянии, но меня почему-то не покидает уверенность, что святое и прекрасное место обязательно возродится, может быть в виде туристического комплекса, а может быть здесь снова появится монашеская обитель. Во всяком случае, паломников и туристов сейчас с каждым годом становится все больше. Бывавшие в Княжой пустыни, наверное, навсегда запомнили это удивительно красивое место, овеянное легендами, все здесь  пронизано святостью.

Успенская церковь в Княжей Пустыни.

Успенская церковь - Княжая Пустынь фото 2007 год.
В начале XX в. была построена деревянная церковь в деревне Шлыково, правда, церковью ей послужить удалось недолго. Закрытая в 1930-м году, она была переоборудована в школу.
Завершим мы перечень кологривских церквей сведениями о городской Спасской церкви. Храм в честь Спаса Нерукотворного на Загородном проспекте построен в 1911 году кологривским купцом Иваном Васильевичем Козловым при богадельне имени Д.М.Звонова. Этому храму повезло больше остальных, разрушение и мерзость запустения коснулись его, к счастью, не в такой степени как остальные церкви.
Для полноты картины нужно также упомянуть церковь при женской гимназии (ныне здание городской средней школы, глава церкви сохранилась) и две каменные часовни в Кологриве – одна сооружена на средства уже упоминавшегося купца П.В.Дубровина на месте древней Ануфриевской церкви села Кичино в 1881 г., другая находилась у здания уездного земства (сейчас районная администрация). Кроме того, деревянные часовни имелись почти в каждой деревне, в начале XX в. их насчитывалось несколько сотен.

ВОЗРОЖДЕНИЕ  ИЛИ ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ

По разному сложились судьбы кологривских храмов после Октябрьской революции. Закрытые и разграбленные в 1920 – 30-е годы, некоторые из них, как, например, городские Макарьевская и Кладбищенская или сельские Архангельская и Воскресенская были уничтожены. В других разместили МТС(Успенский Собор), школы, магазины, склады, пекарни, сельсоветы и дома культуры. Затем, вообще, бросили на произвол судьбы, и они медленно разрушались. Но время, в конце концов, все расставляет по своим местам.
В 1988 г., в год тысячелетия крещения Руси, главная кологривская святыня – Успенский Собор – была передана общине верующих. С тех пор идет возрождение церкви, которое то затухая, то вновь оживляясь, продолжается уже 16 лет. За эти годы сделано немало – восстановлены купола и кресты, отреставрирована красавица-колокольня, приспособлено под службы помещение зимней церкви. Новый импульс реставрационным работам был дан в 2003 году, когда город посетил генеральный прокурор России Владимир Васильевич Устинов. Оказывается, его детство прошло в Кологриве – папа, Василий Сергеевич Устинов, работал в первой половине 1950-х гг. районным прокурором. Ностальгические воспоминания о босоногом детстве вызвали желание чем-то помочь своей малой родине. И вот в результате поездки высокопоставленного чиновника в наши края, одним из благотворительных общественных фондов было выделено 3 миллиона 176 тысяч рублей на восстановление храма.
С августа 2003 г. начались реставрационные работы, и с тех пор Успенский Собор совершенно преобразился. Сотрудниками ГП «Костромареставрация» и их местными помощниками проделан огромный объем работ – восстановлено штукатурное покрытие снаружи и внутри церкви, произведены ремонтные работы на крыше и колокольне, стены Собора расколированы (выступающие части, элементы декора остаются белыми, остальная часть храма покрывается золотистой охрой), территорию вокруг храма украсили железная ограда с воротами, резная беседка, клумбы с цветами и деревянная лестница, поднимающаяся на соборную гору из центра города. В ближайшее время реставрационные работы будут завершены и Собор, как и прежде, станет главным украшением Кологрива.
В 1990-е годы восстанавливалась и другая кологривская церковь  - Спасская на ул.Некрасова(бывший загородный проспект), правда, реставрационные работы до конца доведены не были, и сейчас храм законсервирован. Кроме того, уже в 2000-е годы в городе, в городском сквере была отреставрирована часовня, построенная П.В.Дубровиным, и установлен памятный камень на месте уничтоженной Макарьевской церкви. В 1994 г. состоялась первая служба в полуразрушенной Ильинской церкви села Илешево. С тех пор восстановление церкви продолжается постоянно, прежде всего, подвижническими усилиями местного жителя, инока Леонида. Сейчас службы здесь проводятся регулярно.

Ильинская Церковь в с. Илешево.
1 ноября 2001 г. архиепископом Костромским и Галичским Александром была освящена новая часовня на городском кладбище, посвященная иконе Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость». Владыка привез с собой этот образ и подарил его новой часовне. Строили часовню строители местной ПМК при содействии районной администрации, проект разработал священник Успенского Собора отец Аркадий(Трашков). Изящная, добротно сработанная деревянная часовня под тесовой крышей, со звонницей и главой-луковицей, крытой лемехом, видная издалека, она находится на самом высоком месте в северной части города и, безусловно, украшает наши места.

Часовня посвященная иконе Божией Матери "Всех скорбящих радость" - г. Кологрив.

Часовня посвященная иконе Божией Матери "Всех скорбящих радость" - г. Кологрив.
В последние годы вновь украсилась церковью и дер.Высоко-Палома. В 1930-е Дмитриевская церковь этого села была уничтожена. В 1988 г. появилась идея храм восстановить: сначала установили крест на месте будущей церкви, а в начале уже XXI века приступили к строительству. Душой стройки и главным спонсором стал Яков Владимирович Соколов, научный сотрудник из Москвы, автор и издатель учебников по правоведению. Родом он из этих мест, здесь построил себе красивый, добротный дом. Помогли средствами, техникой, рабочими и пиломатериалами сельская администрация, СПК «Дружба», местные жители и приезжие дачники, отец Аркадий изготовил иконостас. И вот 23 июля 2002 г. на кологривской земле архиепископом Александром был открыт и освящен еще один храм, деревянный, как и в XVI –XIX вв. – Дмитрия Солунского. Историческая справедливость восторжествовала.

Таким образом, на сегодняшний день на территории кологривского района действуют четыре приходские церкви и две часовни. Все эти здания находятся в ведении настоятеля Успенского Собора. Очень хочется верить, что и остальные сохранившиеся церкви - в с.Ильинское, в Княжой пустыни, в Павликово, на Пеженге - не умрут, а еще послужат людям, и мы вновь услышим их малиновый звон на древней кологривской земле.
Эмиль Тимганов.
Фото с открыток уездного земства начала XX в., А.Виноградова, В.Яблокова.
Использованные документы и литература:
1.    РГАДА, ф.1209, кн.345  Дозорная книга по Кологриву, 1616 г.
2.    Ведомость о церквях Успенской и Николаевской Кологривского уезда села Пеженги за 1853 г. Фонды Кологривского краеведческого музея
3.    Алфавитный список церквей Костромской епархии. Кострома,1879
4.    Галичская десятина с пригороды Солигаличем, Судаем, Унжею, Кологривом, Парфентьевым и Чухломою, жилых данных церквей 1628 –1710 и 1722 –1746. Кострома, 1895
5.    Краткие статистические сведения о приходских церквях Костромской епархии. Кострома, 1911
6.    В. и Г. Холмогоровы. Материалы для истории Костромской епархии. Выпуск 2. Кострома, 1898
7.    Справочная книга по церквям Костромской губернии. Кострома, 1913

Последнее обновление ( 03.12.2007 )